Если вы уже искали информацию о том, из чего изготавливают фурнитуру для бижутерии, встречали, наверное, утверждение, что делают её из специально разработанных сплавов. Мол, абы из чего делать фурнитуру нельзя. Технические сплавы опасны и в украшениях им не место. Но, некие международные компании настолько велики, что разработали специальные сплавы для своей продукции. Именно поэтому эта фурнитура качественная и безопасная, а вся прочая сделана не пойми кем и не пойми из чего и использовать её нельзя. Так ли это?
Модели продаж материалов для бижутерии
Попытаемся вспомнить эти международные компании. Ну, одна-две на ум приходят. Погружённые в тему вспомнят ещё пару. И всё. Материалов для бижутерии продаётся море, но товаров с зарубежными брендами среди них кот наплакал. Почти всё, что есть на рынке либо не брендировано, либо имеет бренд местного происхождения. А сами товары - и брендированные и нет - схожи до степени неразличимости. Возникает подозрение, что брендированный товар - это тот же товар без имени, просто рассыпанный по красивым пакетикам. Как так? А, если присмотреться к ассортименту, тех немногих международных компаний, то и там какого-то уникального ассортимента не видно.Так где же эти международные монстры с уникальной продукцией, которой, по идее, должны бы быть заполнены прилавки? Давайте разбираться.
Качество оправдывает стоимость. Мы отлично видим: в других товарных нишах это работает. Посмотрим на рынок электроники. Любой товар брендирован. И вот здесь не нужно напрягать память, чтобы сходу назвать десяток-другой международных и действительно крупных компаний. Та же ситуация и с одеждой. Та же ситуация с многими продуктами питания, хозтоварами и т.п. При этом товар имеет характерные, узнаваемые отличия. Вы не сможете найти одинаковый фотоаппарат с разными торговыми марками. Каждая кампания разрабатывает свой. Со своими конкурентными преимуществами и для своей целевой аудитории.
Дешевое электронное барахло, выпущенное под неизвестным брендом тоже встречается, но это скорее исключение. Это нужно поискать. Покупатель уверенно делает выбор в пользу качества, предсказуемости, гарантий. И готов за это платить.
Готовая бижутерия тоже имеет узнаваемые имена. Они есть и местные и зарубежные. Многие украшения имеют уникальность. Всё как на рынке электроники. И только в эконом-сегменте узнаваемость теряется. Достань такое из упаковки, и уже никто не скажет кто его автор.
На рынке компонентов для бижутерии с узнаваемостью плохо. Без упаковки и безымянная, и именитая продукция выглядят схоже до неразличимости. Если некая подвеска популярна, вы найдёте её под самыми разными брендами. Почему так? Ответ прост и заключается он в том, что вы видите бренды упаковщиков. Не производителей этой подвески, а её продавцов. При этом сама подвеска может производиться сотнями разных компаний. Очень похожая. Что уж говорить про стеклянные бусины. Особенность рынка материалов для изготовления бижутерии такова, что брендируется не конкретный элемент, а имя продавца. В море одинаковых товаров бренд может выполнять функцию отстройки от конкурентов. Это никоим образом не означает, что прочие товары на рынке некачественные, но в отношении её фурнитуры можно ожидать, что качество обеспечено вложениями в узнаваемость бренда.
Изготовление украшений технически не такой уж сложный процесс. Каких-то тайн или охраняемых патентом технологий там нет. Такого, чтобы там массово что-то патентовалось тоже нет. История с украшениями Pandora тому доказательство. Удачная схема попросту была скопирована. Это готовые украшения. С фурнитурой всё так же. Фурнитуру не брендируют. Брендируют имя продавца. И не важно сам продавец изготовил фурнитуру или купил готовую.
На западе компоненты для украшений уже давно додумались продавать наборами. Такой набор - это своеобразный аналог картин по номерам, часто с возможностью собрать из одного набора не одно изделие, а несколько. На выбор. Это отлично подходит людям, которые имеют потребность в творчестве, но не планируют делать его способом заработка. Ещё это способ классно выглядеть за небольшие деньги.
Компании всё так же разрабатывают дизайн. Но не собирают, а красиво упаковывают и продают набором с инструкцией по сборке. Для продвинутого клиента есть и материалы отдельно. Это сильное сочетание. Компания продаёт фурнитуру в ауре собственного стиля. А клиент приобретает фурнитуру с историей.
В России не так. К нам обращались с предложениями такие наборы создавать. Разговоров было много. Но дальше дело не зашло. Похоже, нужного человека ещё нет. Обычно всё сводится к предложению скопировать уже готовый набор, который вдохновлённый предприниматель притащил откуда-то из-за рубежа. А мы чем хуже? Бусины, железки - всё одинаковое. Да, всё так. Осталось вдохнуть в этого голема жизнь.
Такая модель продаж ориентирована на популярные компоненты. Людям нужно то, что уже носят другие. Упрощая, мы имеем ситуацию, когда клиент уже знает, что именно он хочет носить и нуждается только в красивой сборке. В России, за неимением наборов, люди заказывают подобные сборки у мастеров. Были бы наборы, сами бы и собирали.
Вернёмся к вопросу производства. Pandora, разрабатывала дизайн, а производство заказывала. С компонентами всё так же. И это никак не связано с размером компании. Главная задача продавца - это разработка дизайна. Он может как упаковывать уже готовые элементы в собственный дизайн, так и заказывать собственные. В бижутерном творчестве полно элементов, которые уже обрели собственную жизнь. Они продаются десятилетиями. Глупо от них отказываться, но и без новинок тоже нельзя. Что и в какой пропорции выводить на рынок каждый продавец решает сам. Однако, заказать партию уникальных элементов стоит существенно дороже покупки тех, что уже есть в продаже. И вот здесь размер компании имеет значение.
Где и как производятся материалы для бижутерии?
До первой поездки, я представлял Китай в виде черного ящика, в который подают деньги, а из него выходят коробки с товаром. Оказалось, там чуть не каждый пятый - владелец своего бизнеса. Весь Китай - это немыслимое количество малых предприятий, занятых вообще всем. Производство - вовсе не обязательно большая фабрика с проходной и огороженной территорией. Фабрикой может быть, например квартира без ремонта, где несколько рабочих наклеивают стразы на кошельки. Гараж, в котором одна единственная бабушка работает с самоцветами, и сама же их и продаёт в крошечном магазине. Пропахший немыслимыми запахами подвал, в котором что-то красят. Это наконец магазин с готовой фурнитурой, на заднем плане которого стрекочет станок, плетущий цепь. Большинство мелких товаров именно так и производится. И, конечно, там очень развита торговля.В этом первичном бульоне варятся и совсем малые и крупные предприятия. Ни одно из них не обеспечивает полного цикла производства. Для сборки кошельков берут готовые заготовки, эпоксидку и стразы. Для производства цепочки закупают проволоку, а готовую цепь отдают в гальванику и т.д.
Производство металлической фурнитуры упрощённо можно разделить на два основных вида: работа с расплавленным металлом и работа с прокатом. Прокат - это проволока или металлический лист.
Выглядит фурнитура, изготовленная из проката, так:
Важнейший инструмент для работы с прокатом - пресс. Пресс - это устройство, при помощи которого из проката вырезается деталь. После детали обрабатываются и собираются в готовое изделие. К работе с прокатом так же относятся сварка, резка и прочие подобные операции.
Работа с расплавленным металлом представляет собой набор операций по расплаву и отливке металла в специальные формы.
Так выглядит фурнитура, полученная методом литья:
Для малосерийного производства, работа с прокатом не требует сложного оборудования и доступна для производства в домашних условиях. Так обстоит дело и с некоторыми видами литья. Но. Малосерийное производство не обеспечивает низкой цены. Вложения в производительное оборудование требуются солидные. Ручной пресс обойдётся вам до $1 000, но много вы на нём не сделаете. Простой станок для работы с легкоплавами обойдётся от $10 000. Произвести в смену он сможет всего несколько сотен элементов - несколько килограмм готовой продукции. А для сколь-нибудь заметного места на рынке нужны тонны.
На практике, 80% продукции выпускается несколькими крупными предприятиями.
Большая часть фурнитуры проходит процедуру нанесения декоративного покрытия. Это покрытие может быть получено гальваническим способом или окрашиванием. Окрашивание бывает разным, но в целом это не сложный процесс, а вот своя гальваника - это сложно и дорого. И требует специального разрешения. Гальванический цех может быть опасен для окружающей среды. Цеха выносят за город, обязывают ставить дорогостоящие фильтры и всё равно время от времени цены на гальванизацию взлетают в несколько раз, поскольку была проверка и кого-то закрыли.
Думаю, вы уже догадались: для этой бизнес-среды разработка авторских сплавов не представляет ценности. Эта среда крайне высококонкурентна. В работе используют те металлы, которые зарекомендовали себя наилучшим образом. А вот что действительно важно - так это подсмотреть, что придумал конкурент, предугадать тренд, выйти с новым товаром.
Практически вся фурнитура для бижутерии изготавливается из следующих сплавов:
- Нержавеющая сталь;
- Железо (вид ржавеющей стали);
- Латунь;
- ЦАМ.
Как делают фурнитуру из нержавеющей стали
Нержавеющая, она же хирургическая сталь - лучший материал для изготовления бижутерии.Хирургической её называют потому, что она инертна по отношению к телу человека, а так же не вступает в реакции с бытовой химией. Скальпель и столовую ложку делают из очень похожих металлов. Видов нержавейки много, в бижутерии более всего распространены марки AISI 304 и AISI 316. Украшения из нержавеющей стали можно носить в любых условиях, держать во влажной среде, можно случайно постирать вместе с вещами и это никак на неё не повлияет. На нержавеющую сталь практически не бывает кожных реакций. Крайне долговечна. Прочна. Не меняет вида с годами.
Нержавейка имеет тусклый холодный блеск. Цветом близка платине. На самом деле, от платины её может отличить специалист, но если показать фурнитуру в покрытии из платины и фурнитуру из нержавейки обычному человеку, сказать где что он не сможет.
Этот металл самый молодой в бижутерном бизнесе. И самый перспективный. Ассортимент фурнитуры из него очень хорошо расширяется, и мы уверены, так будет и в дальнейшем.
Кроме фурнитуры в натуральном цвете, выпускаются и элементы в покрытиях разных цветов. Самый распространённый - золото. Сказать, что покрытие золотого цвета всегда имеет в составе золото нельзя, но производители охотно покрывают нержавейку позолотой. Если производитель прямо пишет, что покрытие из натурального золота, так пишем в названии и мы. В прочих случаях мы всегда указываем, что покрытие имеет золотой цвет такого-то оттенка. Даже если по всем признакам оно и из золота.
Фурнитура с покрытием золотого цвета стоит в полтора-два раза дороже фурнитуры без покрытия. Примерно столько же стоят покрытия чёрного и радужного цветов. Фурнитура в покрытиях серебряного, медного и бронзового цвета стоят ещё дороже и встречаются редко.
Покрытия на стальной фурнитуре держатся годами. Похоже, это связано со свойствами самого металла. Цепочка в покрытии золотого цвета отходила у одной из наших сотрудниц лет пять и только потом кое-где стал проступать естественный цвет металла. Это очень хороший результат. Однако, нужно учитывать, что покрытия, в том числе и позолота, могут вызывать раздражение кожи.
Стальная фурнитура самая сложная в производстве. Температура плавления нержавейки превышает 1400 градусов цельсия. У золота температура плавления менее 1100 градусов, а у серебра и вовсе менее 1000. Работать с нержавейкой как с золотом или серебром нельзя. Сложные декоративные формы (всё то, что нельзя произвести из проволоки или листа) стоят близко к серебряным изделиям. Именно потому, что произвести их требует много труда и энергии.
То, что делается из проката, стоит существенно дешевле: швензы, штифты, соединительные колечки, основы для брошей, многие шапочки для бусин, замочки - всё это стоит доступных денег и имеет исключительно высокое качество.
Долговечность таких изделий не имеет равных. Сталь прочнее и золота и серебра. Не нуждается ни в чистке, ни в бережном отношении. Такая фурнитура может использоваться в самых экстремальных условиях. Очень маловероятно, что вы сможете её испортить. Ничто не служит так долго, как фурнитура из нержавеющей стали.
Что такое железная фурнитура
Обычно её называют железной, но по науке, это тоже стальной сплав. Железной эту фурнитуру называют из-за того, что она ржавеет. Железо используют для изготовления недорогой фурнитуры. Если вы занимаетесь сборкой украшений, вы наверняка ей пользуетесь. Она магнитится. В отличие от нержавейки, железо всегда поставляется в гальваническом покрытии. Железная фурнитура выпускается всех металлических цветов. Цвет покрытия на цене сказывается мало. Лучше всего на железной фурнитуре держатся покрытия платинового, бронзового и медного цвета. Покрытие серебряного цвета склонно желтеть, а золотого едва не в половине случаев идёт пятнами. Для железной фурнитуры это даже не является браком. Особенность.
Железная фурнитура всегда производится из проката.
Срок службы железной фурнитуры от нескольких месяцев до года. При щадящей носке прослужит и дольше. Традиционно, железная фурнитура - выбор профессионалов. Крупные производители готовых украшений закупают у нас именно железную фурнитуру.
Железная фурнитура - это фурнитура эконом класса, но это не значит, что она некачественная. Для сувенирной продукции, украшений, которые носят сезон, подростковых украшений - она идеальна.
Особенности фурнитуры из латуни
Фурнитура из латуни прекрасна и недолговечна. Она появилась во времена написания сказки про Золушку и изначально служила для подделки золотых украшений. Латунь в начищенном состоянии очень похожа на золото. Главное - уйти с бала до того, как оно потемнеет.
Латунь - общее название группы сплавов на основе меди и цинка. Чтобы не забивать вам голову, скажу, что общими свойствами тех видов, что используются в бижутерии, являются пластичность и текучесть.
Из латуни льют. Есть и изделия из проката, но их немного. Основное назначение латуни - литьё малых художественных форм. Всё, что есть малосерийного, изготовлено, как правило, из латуни. Технология литья близка ювелирной. Температура плавления около 900 градусов, вакуумное литьё, восковки - всё это делает латунь дорогостоящим материалом.
Бижутерия из латуни требует бережного отношения. Это не то украшение, которое можно просто одеть и носить не снимая. В ней не стоит купаться, сильно потеть, спать. Латунь мягкая, а гальваническое покрытие на ней недолговечно. Тонкие элементы легко гнутся. Те же латунные швензы и по толщине и по мягкости примерно равны медной проволоке. Гальваническое покрытие на латуни держится от нескольких месяцев до нескольких лет. Всё зависит от покрытия. Латунь не всегда, но охотно серебрят, покрывают настоящим золотом и платиной.
Из латуни делают очень красивую фурнитуру. Стоимость её высока, а носить её следует аккуратно. Участки контакта с кожей покрывайте цапон-лаком. И потому, что запросто можно получить раздражение кожи, и потому, что фурнитура в месте контакта потемнеет примерно за месяц. Справедливости ради, не вся фурнитура темнеет так быстро, в платиновом покрытии она служит дольше, но проверить это можно только в носке.
Качество латунной фурнитуры разное. В продаже есть откровенно халтурные швензы с недолитыми фрагментами, затёками и дефектами покрытия. Держитесь от этого барахла подальше. Стоит дорого, а от эксплуатации вы получите лишь раздражение. Правило здесь простое - всякое подозрение стоит трактовать в пользу отказа от покупки. Но даже если изделие внешне выполнено безупречно, будьте внимательны к деталям. Например, латунные кулоны, шикарные, сплошь усыпанные фианитами, могут иметь застёгивающийся бейл - гнутую петлёй проволочку, которая надевается на штырь с шариком. При всей красоте, такая застёжка сможет открыться/закрыться всего несколько раз, а после будет болтаться. Этот металл мягкий. Не смотря на позолоту и обильную инкрустацию, будьте готовы к тому, что такой замок рассчитан на несколько открываний.
Латунная фурнитура - нишевый товар. Она хороша в деле имитации драгоценных металлов. Если нужно, чтоб всё было дорого-богато, она идеальна. И при бережливом отношении фурнитура из латуни будет радовать вас годами.
В народе латунная фурнитура называется корейской. Ну и родированной, конечно. Она же - премиальная фурнитура, люкс фурнитура, фурнитура Milano и т.п. Про родированную фурнитуру у нас есть отдельная статья.
Что такое фурнитура из ЦАМ (бижутерного сплава)
Вот истинный король малых художественных элементов. ЦАМ - это цинк с добавлением меди и алюминия.
В кругу производителей фурнитуры ЦАМ называют бижутерным сплавом. Причина в его исключительной пластичности и дешевизне. Именно он заменил собой латунь, как материал для массового изготовления литых элементов. Большинство красивостей, что вы видите на полках рукодельных магазинов изготовлено именно из него.
ЦАМ льётся при температуре ниже 500 градусов в многоразовые резиновые формы с использованием относительно простого оборудования. Простота обработки и дешевизна самого металла делают его максимально привлекательным для производителя.
Технология отливки из ЦАМ позволяет воспроизвести детализацию на уровне латунных изделий, а ассортимент не сравнить ни с чем. Он огромен. При этом цена фурнитуры из ЦАМ на порядок дешевле латунной.
ЦАМ прочный и хрупкий. Изделия из него не гнутся, что выгодно отличает их от латунных. Все бытовые нагрузки они выдерживают замечательно, а если постараться и согнуть такое изделие, оно сломается.
Фурнитура из бижутерного сплава всегда поставляется в декоративном покрытии. Доступны все мыслимые цвета и оттенки. Цвет покрытия мало сказывается на цене изделия. Изделия из ЦАМ не покрывают драгоценными металлами.
Гальваническое покрытие на ЦАМе держится примерно столько же времени, сколько и на латунной. При ежедневной носке покрытие износится за несколько месяцев. При щадящей прослужит пару лет. Со временем фурнитура из ЦАМ стареет: изделие становится хрупким, а покрытие отслаивается. Такую фурнитуру следует хранить в герметичной упаковке и вдали от прямых солнечных лучей. Мочить её тоже не стоит. Но не всё так печально. 10-15 лет она хранится совершенно спокойно.
Перспективные металлы
Титановая фурнитура. На данный момент её ассортимент слишком мал, чтобы делать выводы. При расширении ассортимента есть хорошая вероятность увидеть эту фурнитуру в нашем магазине.Серебро - прекрасный материал для украшений. Продажа изделий из серебра в России требует специального разрешения, и это делает серебряную фурнитуру неудобным материалом для рукоделия. Но всё может измениться.
Прочие сплавы
Время от времени, кто-то пытается выпускать на рынок оловянную фурнитуру. Оловом имитируют серебро и оно не требует гальванизации. Расплавить его можно в обычной турке на кухне, но цена олова - это, грубо говоря, пятая часть от цены серебра 925 пробы. Это слишком дорого для того, чтобы что-то имитировать. Даже пресловутых оловянных солдатиков один мой знакомый делает из ЦАМа. Та же история с другими имитаторами серебра - нейзильбером и мельхиором. Но швензы из мельхиора мне встречались, кто-то их делал.Бронза. Сплавы на основе меди и олова. Не встречал, но возможно, такая фурнитура существует. Сплав недорогой, температура плавления примерно как у латуни, износостойкий. Это краткая выдержка из Википедии. Было бы ожидаемо встретить его в замочках, например. Тем не менее ни один производитель ни разу не заявил свою фурнитуру как сделанную из бронзы, а та бронзовая фурнитура, что есть на рынке, к бронзе имеет отношение только цветом покрытия.
Схожая ситуация и с фурнитурой из меди. За исключением медной проволоки, о другой медной фурнитуре мне не известно.
Страшные никельсодержащие сплавы, некачественные сплавы, сплавы неизвестного происхождения, фурнитура из силумина - всё это рождено воображением писателей заказных статей. Подделывать изделия из ЦАМа - это как подделывать рис. Зачем? ЦАМ и так стоит дешевле некуда.
Силумин… Сплавы из алюминия не имеют нужной пластичности. Цена силумина близка к цене ЦАМа, а работать с ним сложнее. Температура плавления выше на 200 градусов.
Тем не менее, доля правды в этих страшилках есть. ЦАМ бывает двух качеств: первичный и из вторсырья. Тот, что из металлолома, примерно вдвое дешевле первичного. ЦАМ бывает разных марок, и вторичный представляет собой случайную смесь того, что попало в переплавку. Состав вторичного ЦАМа непредсказуем. Он менее прочный и с ним сложнее работать, но главное - его сложно гальванизировать. Проще говоря, можно сэкономить на металле, но на выходе получить хрупкое изделие с отслаивающимся покрытием.
Ещё. В процессе кристаллизации ЦАМ выделяет газ. Внутри металла образуются маленькие пузырьки - каверны. У вторичного ЦАМа их больше, но и первичный сплав тоже выделяет газ. Таково свойство этого сплава. Каверны снижают прочность детали и качество гальванизации. Снизить количество газа можно, расплавляя металл в вакууме. Это необязательно. Вполне достаточно использовать первичный ЦАМ нужной марки. Но если всё должно быть по высшему разряду, можно бы использовать вакуумный тигель. Это дорого. И вот этим мог бы выделиться крупный международный производитель, существуй он в природе. Это вроде бы способно повысить прочность отливки. Но! Это только с одной точки зрения. А успешный производитель, прочтя это, лишь пожмет плечами. Да зачем, если и так всё работает? Эти изыски нужны там, где прочность критична. Зачем удорожать то, что стоит дешево? Дорогую фурнитуру из ЦАМа не делают. Дорогой она становится в случае правильной brand legend. Но это продажи, а ему, производителю, нужно следить за качеством не в ущерб себестоимости.
Заключение
Казалось бы, какой смысл ставить в условный браслет бусины, которые оботрутся за несколько месяцев, если можно поставить другие, долговечные? Ответ таков, что заплатить придётся дороже. Реальная альтернатива бусинам из бижутерного сплава - бусины из нержавейки. Вот только стоить они будут не 15-20 руб., а 200-300 руб. за бусину. Если вы собираете браслет, который рассчитываете продать за 500 руб. и планируете использовать в нём декоративные металлические бусины, выбора у вас на самом деле не много.С другой стороны, почему бы не собирать всё только из хирургической стали? Можно (и так делают), но ассортимент изделий, который вы сможете изготовить будет преимущественно стального цвета. Это хороший выбор, но как быть, если ваша душа лежит к украшениям в золотом цвете, да с фианитами? Если нужно, чтоб всё блестело и переливалось? Из стали таких не делают… роскошь - это латунная тема.
А какой выбор сделать, если нужно произвести 200 тысяч значков, которые в сезон будут продаваться на курорте? Железная основа обойдётся вам в 60 копеек, а стальная примерно в 3 рубля.
У каждой фурнитуры есть своя ниша. Мы надеемся, что теперь, у вас появилось больше информации, чтобы выбрать фурнитуру для бижутерии, которая подойдёт именно вам. У нас есть любая.
Автор Калиничев Александр.
Основатель Главбусины.
Основатель Главбусины.
- Комментарии
Загрузка комментариев...